Передовые технологии
для бизнеса и образования
+7 495 988 2 885
info@atbe.ru
 К-т экон. наук А.С. Ильинский
(РЭУ им. Г. В. Плеханова)
 
Линда Сторей (LindaStorey)
(Echo360, Inc., Директор по Европе,
Великобритании и Ирландии)

 

 Онлайн-контент для учебного процесса
без лишних усилий

В основе развития любой экономики всегда лежит человеческий фактор. Чем более грамотным, просвещенным и профессиональным является население государства, тем эффективнее и продуктивнее идет развитие отраслей его экономики.

Это не просто очевидный факт – это практика создания и развития любого государства. Конечно, здесь не обходится без роли конкретных личностей, но какой бы ни была личность, возглавляющая государство, она должна опираться на свое окружение и на большинство населения, способного к активным действиям. А такого становится значительно больше в ситуации постоянного развития всех уровней образования.

Вполне законным будет утверждение, что продуктом образования является человек, усвоивший новые знания и научившийся что-либо делать. Многовековая практика обучения в учебном классе дает свои результаты, но … население планеты растет, количество новой информации, которую нужно изучать и практически использовать, растет во всех отраслях как снежный ком!

Это ставит перед системой образования еще ряд задач:

- увеличение охвата населения;

- повышение результативности учебной деятельности;

- обеспечение низких временных издержек на обучение.

Единственным способом этого добиться является повсеместное внедрение применения информационных и коммуникационных технологий на основе компьютерной техники и глобальных сетей в образовательной деятельности.

Не будем утверждать: «Всему можно обучиться через Интернет!». Это далеко не всегда соответствует действительности.

НО! Если мы рассмотрим с Вами анатомию результативного образовательного процесса, то увидим три основные составляющие:
  1. Передача/изучение теоретических знаний;
  2. Обучение/приобретение практических навыков;
  3. Контрольные мероприятия.
Как минимум два из этих элементов можно без труда реализовывать посредством Интернет-технологий: первый и третий.

И если проведение контрольных мероприятий в России пока еще предмет серьезных дискуссий (в основном, из-за полного отсутствия доверия учащемуся), то размещение теоретических материалов на онлайн-ресурсах – никем уже давно не оспаривается.

Хорошо, но как можно разместить онлайн все необходимые теоретические материалы, сохранив при этом в первозданном виде их источники – учебники и лекции преподавателей, и не нарушив законодательство об авторских и смежных правах?

И если с учебниками – это более или менее понятный вопрос (по крайней мере, продолжительность их актуальности достаточно большая, чтобы успеть их переделать силами того же автора), то как быть с лекциями или мастер-классами, которые, если они не представляют собой банального диктанта, меняются раз от раза, от аудитории к аудитории и от целей обучения одних учащихся к целям обучения других?!

Что ж, есть способы решения и данной задачи! Наиболее очевидное решение – записывать занятия на видео- или аудиозаписывающих устройствах, конвертировать в наиболее распространенные стандарты и публиковать их (выкладывать и делать доступными целевой аудитории) на сетевых ресурсах. В рамках пары дисциплин с этими задачами еще может справиться один человек, но если дисциплин сотни? Если каждый день одновременно ведутся сотни, а то и тысячи аудиторных занятий?

И здесь на выручку образовательному учреждению или корпоративному учебному центру приходит класс решений по автоматизации записи, переработки (конвертации) и публикации занятий, которые во многом берут на себя решение задач единовременной записи неограниченного количества занятий, переработки колоссальных объемов аудио- и видеоматериалов, их точной каталогизации и дальнейшей публикации.

Рассмотрим в качестве примера одно из наиболее давно развивающихся решений – Echo 360 (www.echo360.com; www.echo360.ru).

Первая версия этой системы появилась еще в 1999 году (тогда еще под маркой Apreso). А на сегодняшний день – это одна из наиболее активно растущих и развивающихся в своем рыночном сегменте решений. Одно только то, что данное решение используется более чем в 600 учебных заведениях по всему миру, говорит о его популярности.

 Продукт системы

  Продукт системы Echo360

Рисунок 1. Продукты системы Echo360


Во-первых, Echo 360 позволяет одновременно записывать видео, звук и изображение с экрана компьютера (или проектора, или документ-камеры, или … с любого источника видео сигнала).

Во-вторых, система автоматически перерабатывает (конвертирует) записанные материалы в наиболее распространенные форматы, которые можно просматривать и пересматривать множество раз на компьютерах, смартфонах и прочих устройствах (См. Рисунок 1).

В-третьих, все, что было записано и переработано, размещается в единой базе данных, каталогизируется и публикуется только для тех, кому это предназначено.

Публикация может производиться в виде ссылок и баннеров на учебных онлайн-ресурсах: в системах дистанционного обучения, на интернет-порталах, в iTunes, iTunesU и даже с помощью ящиков электронной почты.

 

Как происходит запись

Echo360 предоставляет четыре разных варианта размещения исходных материалов в системе:

Таблица 1Способы записи исходных сигналов в системе Echo360

№ п/п

Способ записи исходных материалов

Источники исходных сигналов

Для чего используется

Видео

Звук

Второе видео

 

A

B

C

D

E

1

Специальное устройство SafeCapture HD (См. Рисунок 2)

Видео камера, экран компьютера и пр.

Видео камера, акустическое оборудование и пр.

Экран компьютера, проектор и пр.

Автоматическая (в соответствии с расписанием) и ручная запись занятий, онлайн трансляция занятий

2

Программа для установки на аудиторном компьютере

Встроенная или внешняя веб-камера

Микрофон компьютера, внешний микрофон или иной источник звука

Экран компьютера

Автоматическая (в соответствии с расписанием) и ручная запись занятий

3

Программа для самостоятельной (персональной) записи

Встроенная или внешняя веб-камера

Микрофон компьютера, внешний микрофон или иной источник звука

Экран компьютера

Самостоятельная запись занятий преподавателем

4

Готовые видео материалы и аудио

Видео файл или презентация MS PowerPoint

Видео файл, аудио файл, презентация MS PowerPoint

-

Размещение в системе уже готовых аудио и
видео материалов и презентаций


Устройство для записи в аудитории 

Рисунок 2. Устройство для записи в аудитории

  

Система персональной записи
Рисунок 3. Программа для персональной записи

 

Что требуется от основных участников образовательного процесса

Преподаватель:

Решение Echo360 разработано так, чтобы преподаватель не был вынужден изучать еще одну сложную систему. Преподаватель должен преподавать, а не думать во время занятия или во время записи своей индивидуальной лекции о чем-то, не относящемся к его предмету! И Echo360 позволяет решить эту непростую задачу.

Даже если лектор не хочет готовить презентацию, а привык работать с доской и мелом, это не является препятствием для создания качественного онлайн-контента. Достаточно поставить еще одну видеокамеру или документ-камеру и направить ее на доску, и все, что писалось на ней во время занятия, будет качественно записано и в первозданном виде передано учащимся для дальнейшей работы.

Учащийся:

Такой подход позволяет учащемуся не зависеть ни от расписания занятий, ни от своего местонахождения.

Во-первых, он может принять участие в онлайн-трансляции занятий и даже, при необходимости, задать преподавателю вопросы в режиме реального времени. Во-вторых, он может пересматривать запись столько раз, сколько это ему нужно, задавать с помощью плеера вопросы своим согрупникам и преподавателю, делать собственные закладки и заметки в материале.

И больше во время занятия учащемуся не нужно думать о том, как успеть записать все, что говорит лектор, он получает уникальную возможность просто вникать в то, что ему говорят!

 
В 2008 году компания Echo360 проводила опрос в университете Висконсин-Медисон (University of Wisconsin-Madison) в США относительно того, что дает учащимся работа с записями лекций. В результате были получены следующие ответы:
  1. Компенсация пропущенных занятий –                                  93%
  2. Просмотр занятий в удобное время –                                  79%
  3. Повышение запоминаемости учебного материала –              78%
  4. Повышение результатов тестирования –                              76%
  5. Просмотр записей перед работой в аудитории –                  52%

 

А что может быть важнее, чем повышение запоминаемости учебного материала и улечшение результатов тестирования в вопросах подготовки образованного, грамотного и профессионально обученного специалиста, без которого невозможно развитие экономики государства?




©2008-2017 ATBE